Профессия промышленного альпиниста высокооплачиваема, романтична и опасна.

alpinizmЭта профессия появилась на рынке труда лет десять назад. Промышленные альпинисты зарабатывают свой хлеб тем, что, используя только веревки и альпинистское снаряжение, выполняют работы любой степени сложности, которые невозможно осуществить традиционными способами строительной технологии. У заказчика отпадает необходимость в дорогостоящей аренде и установке строительных лесов, использовании строительных механизмов, автовышек, к тому же можно не останавливать производство. Налицо явная экономия средств. Естественно, труд верхолазов оплачивается достаточно высоко, но это в любом случае обходится заказчику гораздо дешевле, чем аренда сложной техники.
Однако высокие заработки — не единственный мотив того, почему человек, пренебрегая опасностью, карабкается вверх на десятки, а порой и сотни метров. По словам Дмитрия Яковлева, одного из барнаульских промальпов (так они коротко сами себя называют), в недавнем прошлом успешно занимавшегося коммерцией, эта профессия больше, чем простое «заколачивание бабок», это особое мироощущение, своеобразный стиль жизни между небом и землей (а промальпы фактически полдня болтаются на веревках), это романтика, которая из далеких и молчаливых гор перекочевала в шумные городские кварталы. Скучно им, понимаете ли, просто ходить по земле, вот и лезут на верхотуру, где витает опасность, где адреналин так и плещется в крови.
Высотные разнорабочие
Бригада промышленных альпинистов может выполнить массу всевозможных работ.
Монтаж и демонтаж самых разнообразных видов наружной рекламы: щитов, световых коробов и подсветок, объемных букв, панель-кронштейнов, банеров, крышных установок, дюралайта и т.д. При необходимости промальпы могут произвести соответствующие электро-технические работы. Бригадам порой приходится проявлять недюжинную смекалку, чтобы поднимать на крышу довольно значительные тяжести без использования специальных механизмов.
Установка и демонтаж кондиционеров не отличается большой сложностью в техническом исполнении, зато требует повышенного внимания и аккуратности: кондиционер — штука дорогая, и ронять его даже с высоты тридцати сантиметров уже опасно. И хотя многие промальпинистские бригады имеют квалификацию по полной установке кондиционеров (с развальцовкой трубок, подключением, запуском и диагностированием), процесс поднятия или спуска наружных блоков кондиционера они оставляют за заказчиком.
Герметизация зданий. Промальпы выполняют первичную герметизацию межпанельных швов на новых домах, вторичную — нанесение слоя герметика на уже заделанный шов, а также и выборочную — ремонт швов по заявкам о протечках. Кроме того, иногда приходится проводить герметизацию стыков оконных рам с панелями и даже стекол с рамами. Учитывая то, что на многих домах старой и не очень старой постройки межпанельные швы приходят в негодность, работы в этом направлении у верхолазов не убавится.
Естественно, без промальпов не обходятся ремонт и замена водосточных труб, монтаж вентиляции, косметический ремонт фасадов, сброс снега и сосулек с крыш, замена стекол на верхних этажах и мытье окон, кронирование деревьев, установка видеокамер и спутниковых антенн и т.д.
Работа в вышине не терпит суеты
Человеку, желающему даже помогать промальпинистам, нужно в обязательном порядке знать азы альпинизма и альпинистское снаряжение. Без этих знаний о работе в бригаде не может быть и речи, так же, как и без знаний оказания первой медицинской помощи, спасательной помощи (эвакуации пострадавшего с высоты) и еще много чего. Не помешают и практические навыки в инженерии и строительстве. Часто промальпы, взглянув на чертеж крепления какого-нибудь рекламного банера или светового щита, тут же начинают создавать свой вариант крепежа, так как зачастую то, что можно сравнительно легко выполнить на земле, практически невозможно осуществить на высоте — там слабые точки опоры и порой дует сильный ветер, что не учитывается при проекте крепежа.
Хорошо, если будущий промальпинист занимался туризмом или другим активным видом отдыха в горах (скалолазание, альпинизм, походы в сталактитовые пещеры и т.д.) и имеет собственное сертифицированное альпинистское снаряжение. Но, по словам бывалых промальпов, научиться их ремеслу несложно, главное — это то, как человек воспримет свой первый выход на стену. Если захочет перебороть свой страх и вновь зависнуть над землей — будет толк, если нет, то никакие деньги не заманят человека на высоту.
Характер у промальпа может быть любым, но есть черты, которые недопустимы в этой профессии — торопливость, суетность, забывчивость, необязательность и самоуверенность. Они доводили до травм, а то и до трагедии не одного верхолаза.
Бригадир должен знать все
По неофициальным правилам, хотя бы один человек в бригаде должен быть в прошлом либо профессиональным спасателем, либо высококлассным альпинистом. Понятно, что восхождения на Эверест бригада не совершает, но порой бывают сложные с технической точки зрения работы и ситуации, когда новичок может зависнуть над землей, запутавшись в веревках, получив шок от страха или вовсе потеряв сознание. В этом случае рядом должен быть опытный коллега, бригадир.
Он обязан знать основные конструктивные особенности объектов и технологию выполняемых работ; правила безопасного использования веревок, тросов, другого альпинистского снаряжения при выполнении работ на высотных объектах; правила испытаний и норм использования альпинистского снаряжения; принципы действия ручных и механических лебедок и т.д. и т.д. Лучше, если он будет иметь дополнительное профессиональное образование.
В настоящее время подготовку промышленных альпинистов ведет Российский центр подготовки спасателей в Санкт-Петербурге и Московский центр промышленного альпинизма. Начали готовить верхолазов и различные альпинистские клубы в крупных городах. Самый ближний к нам — в Новосибирске. По окончании учебы там выдается соответствующий квалификационный документ государственного образца, с присвоением профессии «промышленный альпинист 5, 6 или 7 разряда».
Банданы вместо касок
Первая заповедь промальпиниста гласит: не забывай о технике безопасности и проверяй надежность снаряжения. Как не без основания говорят верхолазы, «наша техника безопасности написана кровью». Все ее правила составлены на основе десятилетнего опыта работ и абсолютно реальных ситуаций, которые в теории промальпинизма рассматриваются под грифом «категорически запрещено», но в жизни тем не менее периодически возникают.
О своем снаряжении промальпы могут говорить часами, как рыбаки о рыбалке. Денег на «снарягу» они не жалеют, покупая самое надежное, но и самое необходимое. Один комплект снаряжения без всяких наворотов и прибамбасов (только то, без чего нельзя обойтись) стоит порядка 20 тысяч рублей. Кстати, каска в комплект необходимого обычно не входит, и верхолазы работают в банданах даже зимой. И это не нарушение техники безопасности, а как раз ее соблюдение, так как работающие на высоте люди должны прекрасно слышать друг друга и то, что происходит вокруг. Им даже запрещено пользоваться радиоприемниками и плеерами.
Лучшая реклама — довольный заказчик
Для высотных работ промальпинистским методом лицензии не требуется. Практически любой, не боящийся высоты человек, может заниматься таким видом деятельности. Поэтому есть как законопослушные фирмы, так и «дикие» бригады.
По нашим сведениям, в Барнауле сейчас работают по две-три нелегальных бригады промальпов на каждый район города. Себя они особенно афишировать не любят, так как в большинстве не зарегистрированы в налоговой инспекции ни как юридические, ни как физические лица. Начинают все бригады примерно одинаково — тупо ходят по квартирам высотных зданий и предлагают свои услуги. Первые заказы обычно невелики и по объемам, и по оплате: бывает, что начинающие промальпы соглашаются на 300 рублей в день на двоих. Но чем больше они работают, тем больше о них узнают, поэтому лучшей рекламой промальпы считают свою же качественную и быструю работу, о которой довольные заказчики будут рассказывать друзьям и знакомым. Уже зарекомендовавшие себя бригады редко когда соглашаются на заказ менее 3 000 рублей.
Есть в городе несколько бригад, существующих на легальной основе: Алтайский EXTRIME, ЕНКО, и т.д. По словам их бригадиров, нелегальные промальпы негативно воздействуют на формирующийя рынок промышленного альпинизма в Барнауле: «включают» демпинговые цены, непрофессионально, а то и попросту халатно выполняют работы, что снижает общий авторитет городских промальпинистов, перехватывают объекты, которые уже находятся на обслуживании другой бригады и т.д. Все это создает хаос. В связи с чем и возникла идея создать конфедерацию промышленных альпинистов Алтайского края по примеру питерской, московской, новосибирской и других. Она могла бы решать многие технические, социально-правовые и прочие вопросы, касающиеся их деятельности, но для этого нужно, чтобы бригады, входящие в эту организацию, работали легально. Пока же не всем из них это выгодно прежде всего с экономичекой точки зрения (кому охота платить налоги?). Хотя рано или поздно тем, кто собирается работать на этом рынке не один год, и регистрироватья, и объединятся все равно придется.
Прямая речь
Часто ли приходится промышленному альпинисту сталкиваться с реальной опасностью для жизни?
Дмитрий Трофимов, спасатель первого класса. Возглавляет бригаду промышленных альпинистов Алтайский EXTRIME. Три года проработал в Санкт-Петербургском отряде спасения 911, куда попал, пройдя жесткий отбор. Промышленным альпинистом работает пять лет, из них два года в Барнауле.
- В моей бригаде пять человек, но если выпадает большой объем работ, который нужно сделать в сжатые сроки, то мы можем расширить бригаду до 12-14 работников.
Перед выходом на объект приходится уделять максимум внимания их оснащенности и способности выполнить данный заказ. Бывает, что вроде бы и работа простенькая, но зато форма крыши нестандартная или погода такая, что довериться можно только опытным специалистам.
Случаев «на грани фола» с нами происходило немало. Наример, сбрасывали снег с крыши одного из элитных домов. А она настолько сложна по конструкции, что вычищать снег можно, только искусственно вызывая лавину. Жуть, конечно, когда куча снега летит на тебя, и нужно суметь вовремя от нее отскочить, иначе лавина утащит за собой, и тут даже от страховки будет мало толку — снег понесет тебя вниз с такой силой, что хребет треснет, когда резко зависнешь на страховке. Это вам не тарзанка … Рассчитываешь на свои силы и умения и делаешь дело. Разок нас с напарником снег затащил наполовину под ограждения крыши, не знаю, как оно выдержало, хотя в нескольких местах вырвалось с «корнем». Однажды пришлось прибивать железные листы на крыше Молодежного театра прямо во время урагана: иначе бы он их все посрывал и наделал много бед. Прикольно: приколачиваешь кровлю, а ветер такой, что не просто листы срывает — сам каркас крыши на несколько сантиметров приподнимает над основанием. Пару раз меня в реанимацию увозили от ударов по голове льдиной и пластом штукатурки. Про всякие ушибы и ссадины не говорим — издержки работы.
А вот на «чертовом колесе» в парке боюсь кататься, честное слово! Боюсь потому, что и страховочной веревки нет, и на себя полагаться уже не приходится. А мы привыкли рассчитывать только на свои силы.
Справка «КП»
Постановление Минтруда PФ от 17 мая 2001 года за N 40 «О внесении дополнения в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих» дополнило раздел профессий профессией «Промышленный альпинист 5,6 и 7 разрядов».
25 мая 2003 года в Москве состоялся съезд промышленных альпинистов, на который собрались верхолазы из более чем 25 городов Pоссии. На съезде было принято решение о создании всероссийской общественной организации, объединяющей физических и юридических лиц, работающих в сфере промышленного альпинизма. Сейчас готовятся проекты учредительных документов.

Комментарии запрещены.