Востребованная работа
В такой ситуации в промальп потянулись не только профессионалы, но и люди прежде далекие от романтики горных высот. Количество подобных предприятий, бригад, отдельных альпинистов берущихся за любую работу, сегодня не поддается учету. Все это, конечно, обостряет конкуренцию, не настолько, что бы пришлось толкаться локтями, хотя и не без этого.
По словам генерального директора компании «СК Промальп» Евгения Новосельцева, наиболее остро конкуренция ощущается на рынке городских работ: в клининге, работах по монтажу рекламных конструкций, заделке межпанельных швов, окраске и несложному ремонту фасадов, установке оборудования для кондиционирования и прочего. Подобные работы в определенной степени не сложны, не требуют обладания навыками работы со специальным оборудованием, поэтому именно на этом сегменте рынка сосредоточилось наибольшее количестве промальпинистских предприятий.
И хотя с высоты крупных и средних участников рынка, большинство подрядов здесь считаются небольшими – от нескольких десятков до сотен тысяч рублей – борьба за них порой ведется нешуточная: при среднерыночной стоимости вымытого стекла в 50 рублей, расценки могут падать в 2-3 раза. Если учитывать основные составляющие цены, как расходные материалы, стоимость труда и прибыль компании, рентабельность городских работ колеблется в районе 25-30%. По меркам рынка промальпа, показатель средний. Тем не менее, он позволяет держать уровень оплаты труда достаточно высоким: в зависимости от квалификации, специалист может зарабатывать за смену от 1 до 2,5 тысяч рублей, а то и больше. И хотя мелких предприятий, незарегистрированных бригад и «вольных» промальпинистов, занимающихся мелкими работами становится с каждым годом все больше, все они находят свое поле деятельности – за счет развития экономики в целом.
Подобная жесткая конкуренция царит на рынке крупных подрядов – от миллиона рублей и выше, поскольку крупный подряд это не просто другие деньги, но бОльшие объемы работ. Специфика промальпа такова, что при грамотном подходе к делу, много времени занимает сама подготовка к работе: необходимо доставить людей, подготовить оборудование, правильно «вывеситься», а затем тоже самое, но в обратном порядке. Большие объемы работ означают бОльшую прибыль фирмы-подрядчика и стабильную производительность труда в приемлемые сроки. Поэтому иметь в наличии нескольких крупных объектов, чем распыляться на множество мелких, стараются все серьезные промальпинистские компании.
На высоком уровне развития бизнеса конкурировать приходится даже с иностранными подрядчиками. Например, с югославами, которые одновременно с «ВЫСО» рассчитали огромные перспективы рынка антикоррозийной защиты металлоконструкций: при огромном фонде, находящемся на балансе нефтяников, железнодорожников, металлургов соответствующими будут и расходы на их защиту от коррозии. И хотя в этом виде работ услуги верхолазов требуются не всегда, они здесь наиболее рентабельны. В стоимостном выражении рынок антикоррозийной защиты, по оценке Евгения Новосельцева, ежегодно дает наибольший прирост рынку услуг промышленного альпинизма.
В ситуации, когда гиганты бьются за большие подряды, а небольшие компании – за мелкие заказы, незаполненным остается сегмент средних подрядов, стоимостью до 1 миллиона рублей. Чтобы бороться за них промальпинистские фирмы должны существенно механизировать свой труд, иметь достаточный штат подготовленных специалистов. Впрочем, кадровая проблема отчасти снимается наличием большого числа «дружественных» конкурентов, которым, всегда можно предоставить субподряд, если не удается обойтись своими силами.