По примеру флота и авиации
Жители домов, расположенных вокруг одного из московских колледжей, обратили внимание на странную закономерность. На крыше этого учебного заведения никогда не образовывались сосульки. Разгадка оказалась простой и неожиданной. В колледже постоянно репетировали музыканты, увлекающиеся тяжелым роком. Частотные колебания, исходящие от мощной аппаратуры, заставляли металлическую кровлю постоянно вибрировать. Вот почему снег и сосульки не могли удержаться на периодически трясущейся крыше.
Ученые пытались применять лазер для удаления сосулек с кровли зданий. В 2000 г. был проведен эксперимент с использованием компактный щелевой СО2-лазер мощностью около 250 Вт в пучке. Были достигнуты неплохие результаты.
Более практичными представляются методы, которые разработаны военными конструкторами и применяются против наледи на флоте и в авиации. Один из них – электроимпульсный – позволяет за несколько секунд уничтожить сосульки любого размера. Эта система не имеет аналогов в мире и разработана для военной авиации в 1967 г. К стене дома прочно прикрепляется вандалоустойчивый блок, от которого к карнизам и водосточным воронкам отходят провода. По ним передается электрический импульс, который за 1–2 сек. проходит по обшивке самолета и уничтожает все сосульки. Этим прибором сейчас оборудовано множество самолетов, в том числе президентский лайнер.
Вариант этой установки, предназначенный для городского хозяйства, называется «Эипос» и имеет три разновидности. Самая дешевая из них устанавливается на водосточные воронки. По другой схеме, провода от основного блока натягиваются по периметру здания, в результате полностью исключается образование сосулек.
Самое эффективное и дорогое устройство – «снегосброс». Чуть ниже крыши дома под небольшим углом подвешивается дополнительный пластиковый карниз. Датчики, установленные через каждый метр, контролируют состояние кровли. При появлении сосулек система срабатывает и разбивает сосульки. Их мелкие осколки вместе со снегом скатываются вниз. Однако эти системы большинству жильцов не по карману.Еще одно новшество, пришедшее из авиации – препарат «Прол», который наносится на крышу обычной кисточкой. Образуется прочное сверхскользкое покрытие, которое в течение пяти лет будет препятствовать налипанию льда и снега на любых строительных материалах. Осадки просто скатываются с крыши, оставляя ее абсолютно чистой. Система «Прол» имеет две разновидности. Одна защищает от наледи кровли и водостоки, другая – бетонные и кирпичные поверхности. Расход состава зависит от типа материала. Средняя стоимость препарата составит около 200–300 руб. на 1 м?. Недостаток метода состоит в том, что на крышу можно будет выходить только в специальной обуви.
Для борьбы с наледью пригодились и разработки ВМФ. Вдоль края кровли натягивается специальный трос, подключенный к энергоблоку, который его нагревает. Раскаленный провод, висящий под козырьком дома, в свою очередь, нагревает край кровли и тем самым препятствует образованию сосулек. Недостаток этой системы – высокая энергоемкость.
Когда перечисленные методы предложили опробовать в Москве, городские власти отказались. «По отдельности они крайне невыгодны для города, – считает заместитель начальника департамента ЖКХ столицы Людмила Осипова. – У них всех есть свои недостатки, а нам нужен идеальный вариант. Возможно, мы его получим, объединив различные методы». Члены комиссии по жилищной политике и жилищно-коммунальной реформе Мосгордумы считают, что комплексная антиобледенительная система будет выглядеть следующим образом. «Эипос» отвечает за края крыши, «Прол» – за остальную часть ее поверхности, а «морской» метод защищает от наледи козырьки и балконы.